В предыдущем посте писала, что Ренессанс как социокультурное явление не имел отношения к реальной античности, а скорее к квазиантичности, адаптированной для собственных нужд. Я придумал тебя, придумал тебя от нечего делать во время дождя:) А теперь—как это работало на практике: основные тезисы Ренессанса vs их античный “эквивалент”.
Средневековый мыслитель на пороге Возрождения осознает ключевую для развития цивилизации мысль “я отличаюсь”, как мальчик внезапно понимает, для чего нужны девочки, и носится с этим открытием примерно с тем же энтузиазмом. И разумеется, разумеется, мы это придумали не сами, вот был золотой век, и деревья были большими, и люди—разными; вот для нас лекало для кройки и шитья собственной жизни и всей цивилизации заодно.
Индивидуальность как идея: про Елену Прекрасную, Лолиту и папистов.
“Культ личности” (артистической, как правило:) и свобода воли в противоположность тоталитарному папизму, интеллект и творческое начало, самовыражение—Ренессанс поставил эти понятия во главу угла. Когда паписты учат “будьте одинаковыми”, гордыня—грех, красота—тлен, и свой путь должно проходить в молчании и смирении, титаны Возрождения говорят: “Посмотрите на эллинов, индивидуальность—это неотъемлемое свойство личности, ключ к счастью и золотому веку”. Кто-то за эту свою индивидуальность сидит, как Галилей, кто-то красиво горит, как Бруно, кого-то отлучают от церкви, как Джотто (что со средневековой точки зрения—изощренное магическое убийство). Ну Джотто в общем-то сам виноват, нечего Добродетель Смирения на куполе храма со шлюхи писать, “но эти два парня пострадали ни за что”:)Средневековый мыслитель на пороге Возрождения осознает ключевую для развития цивилизации мысль “я отличаюсь”, как мальчик внезапно понимает, для чего нужны девочки, и носится с этим открытием примерно с тем же энтузиазмом. И разумеется, разумеется, мы это придумали не сами, вот был золотой век, и деревья были большими, и люди—разными; вот для нас лекало для кройки и шитья собственной жизни и всей цивилизации заодно.