пятница, 27 января 2012 г.

Античность vs Возрождение: мифы о мифах.

В предыдущем посте писала, что Ренессанс как социокультурное явление не имел отношения к реальной античности, а скорее к квазиантичности, адаптированной для собственных нужд. Я придумал тебя, придумал тебя от нечего делать во время дождя:) А теперь—как это работало на практике: основные тезисы Ренессанса vs их античный “эквивалент”.

Индивидуальность как идея: про Елену Прекрасную, Лолиту и папистов.

“Культ личности” (артистической, как правило:) и свобода воли в противоположность тоталитарному папизму, интеллект и творческое начало, самовыражение—Ренессанс поставил эти понятия во главу угла. Когда паписты учат “будьте одинаковыми”, гордыня—грех, красота—тлен, и свой путь должно проходить в молчании и смирении, титаны Возрождения говорят: “Посмотрите на эллинов, индивидуальность—это неотъемлемое свойство личности, ключ к счастью и золотому веку”. Кто-то за эту свою индивидуальность сидит, как Галилей, кто-то красиво горит, как Бруно, кого-то отлучают от церкви, как Джотто (что со средневековой точки зрения—изощренное магическое убийство). Ну Джотто в общем-то сам виноват, нечего Добродетель Смирения на куполе храма со шлюхи писать, “но эти два парня пострадали ни за что”:)
Средневековый мыслитель на пороге Возрождения осознает ключевую для развития цивилизации мысль “я отличаюсь”, как мальчик внезапно понимает, для чего нужны девочки, и носится с этим открытием примерно с тем же энтузиазмом. И разумеется, разумеется, мы это придумали не сами, вот был золотой век, и деревья были большими, и люди—разными; вот для нас лекало для кройки и шитья собственной жизни и всей цивилизации заодно.

понедельник, 23 января 2012 г.

Гуманизм как фальсификация, или за что сожгли Джордано Бруно.

Большинство расхожих представлений об античности—фейк. Афродита/Венера никогда не была богиней любви и красоты: этой милой барышне приносили человеческие жертвы в то время, как громовержца-Зевса вполне устраивали быки. Геракл не был античным Бэтманом: подвиги он совершал в качестве наемника, а по собственному почину в основном перемочил массу вполне белого и пушистого народу, начиная от классного дядьки Хирона (это который Стрелец из гороскопа) и заканчивая собственной женой и детьми. И да, уж кто-кто, а египтяне точно не были кладезем оккультной мудрости: наоборот, это самая приземленная, нудная и бюрократизированная религия древности. Ну то есть если к примеру у викингов-“варваров” логика такая: отличись, заслужи—и боги твою душу заберут к себе в Валгаллу, то у египтян жизнь вечная возможна только при наличии мумии (т.е. сохранения тела), пирамиды, пожрать и бабла в дорогу, пары дюжин рабов, которых заколбасят и похоронят в твоей могиле (действительно, ну не сам же ты на том свете одеваться будешь!), мебели, чтобы обставить райскую жилплощадь, наложниц (видимо, в древнеегипетском раю своих на балансе не держали) и т.п., а как ты себя вел и кому молился при жизни—вообще не релевантно. Этакий Санта-Клаус для плохих мальчиков за хорошую денюжку.
aphrodita_knoss Venera_Botichelli
А откуда тогда взялись благородные музыкальные ребята в чистеньких тогах, обнимающие колонны и мечтающие о мировой гармонии? Из Ренессанса. Центральная идея эпохи Возрождения—возврат к гуманистическим и рационалистическим идеалам эллинов (откуда и название), только вот этих идеалов никогда не было. На картинках для сравнения Венера Ботичелли и ее кносский античный прототип. Получилось именно так по сути случайно, как результат “мошеннических действий с целью наживы”. Это очень смешно, но всю свою концепцию гуманизма и гармонии титаны Возрождения выстроили на основе фейка. Еще смешнее то, что эта концепция стала фундаментом современного цивилизованного мира, т.е. все наши вечные ценности (добра, справедливости, человеколюбия, толерантности и т.п.)—это просто побочный эффект удачной мошеннической сделки средневекового авантюриста. И вот как это было.